Задачи и принципы разработки проекта санитарно — защитной зоны (СЗЗ)

Проект Санитарно защитной зоны (СЗЗ)
Санитарно — защитная зона устанавливается по периметру предприятий, влияющих на естественный фон региона расположения для сглаживания вредного влияния производства или предприятий жизнеобеспечения на здоровье людей.

Основная задача разработки проекта сзз – оценить риски влияния на здоровье населения, снизить уровень негативного воздействия от техногенной деятельности производства на жилые массивы до нормальных значений, не снижающих качество жизни.

Проект установления санитарно-защитной зоны разрабатывают крупные промышленные объекты, предприятия связи, транспорта, энергетики и тп. В целом это те предприятия, которые объективно влияют на здоровый фон жилых территорий. Их отличает:

  • повышенный фон шума
  • повышенная до критических отметок атмосферная влажность
  • повышенный уровень содержания вредных химических веществ в выбросах в атмосферу
  • повышенные вибрации

Проект для расчетов и определения СЗЗ содержит:

  1. описание устройства территории предприятия и ее расположение относительно жилых и инфраструктурных объектов
  2. подробно зафиксированный технологический процесс и режим работы предприятия
  3. отмеченные источники загрязнения и расчет уровня шумового, вибрационного, светового воздействия
  4. обоснование границ СЗЗ с учетом СанПиН
  5. измерения параметров контроля по установленному графику на границах СЗЗ

Перед утверждением санитарно – защитной зоны, проводится ее расчёт на основании имеющегося проекта и получение впоследствии санитарно-эпидемиологического заключения.

Окончательно СЗЗ утверждает главный государственный врач РФ или субъекта РФ, после чего в правила землепользования и земельный кадастр вносятся сведения о границах и порядке функционирования и содержания установленной санитарно-защитной зоны предприятия.

Сроки определения разработанной СЗЗ не установлены законодательством и могут оставаться неизменными при постоянном технологическом процессе и способе использования территории.

Чтобы точно и без превышений установить оптимальные размеры санитарно-защитной зоны с учетом всех факторов влияния на экологию региона и регламентировать их в кратчайшие сроки стоит обратиться в ЭКОЛС.

Проведём измерения, сделаем расчеты, распишем регламенты и поможем определить и рассчитать оптимальную СЗЗ и характер ее обслуживания.

Проект СЗЗ содержит:

  • описание территории предприятия и ее анализ относительно близлежащих объектов;
  • краткую схему технологического процесса и режима работы;
  • описание источников загрязняющих веществ и уровней шумового воздействия;
  • обоснование размера СЗЗ согласно СанПиН;
  • составление план-графика регулярных наблюдений на контрольных точках на границе СЗЗ.

Установление СЗЗ предприятия происходит последовательно:

  • расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.);
  • установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Раздел 4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 классифицирует предприятия и промышленные объекты по видам деятельности, которым соответствуют определенные размеры СЗЗ. Минимальные размеры СЗЗ зависят от особенностей технологического процесса, географии и классности предприятия.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выделяет 5 классов предприятий

Класс опасности предприятия Степень опасности воздействия на человека Размер СЗЗ
I класс Чрезвычайно опасные от 1000 метров
II класс Высоко опасные от 500 метров
III класс Умеренно опасные от 300 метров
IV класс Мало опасные от 100 метров
V класс Практически не опасные от 50 метров

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проект СЗЗ обязаны разработать проектируемые, строящиеся, эксплуатирующиеся промышленные объекты и производства, объекты транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объекты коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Для объектов I или II класса опасности необходимо проведение Оценки риска здоровью населения.

Конечным результатом экспертизы проекта расчетной (предварительной) СЗЗ является санитарно-эпидемиологическое заключение на Проект.

Конечным результатом экспертизы окончательной СЗЗ является установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или субъекта РФ и внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования.

Срок действия проекта СЗЗ законодательно не регламентирован. Если в санитарно-эпидемиологическом заключении не указывается срок действия проекта, то проект СЗЗ не будет иметь ограничения по времени. Установленные границы зоны действуют на постоянной основе при условии неизменности вида деятельности предприятия и производственного процесса.

Согласующие инстанции: ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», Территориальное Управление Роспотребнадзора

Разработка: от 20 календарных дней

Согласование: от 2-х месяцев

Законодательная база:

  • Федеральный закон № 52″О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г.
  • Федеральный закон № 96 «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.2002 г.
  • Постановление Правительства РФ № 554 от 24.07.2000 г.
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
  • СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
  • ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

Штрафные санкции за отсутствие:

  • по ст. 6.3 КоАП РФ (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения):
    • на должностные лица – от 500 до 1.000 рублей;
    • на индивидуальных предпринимателей — от 500 до 1.000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • на юридические лица — от 10.000 до 20.000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • по статье 8.1 КоАП РФ (Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов):
    • на должностные лица – от 2.000 до 5.000 рублей;
    • на юридические лица – от 20.000 до 100.000 рублей.

Результат — письмо Главного государственного санитарного врача РФ или субъекта РФ об установлении окончательной границы санитарной зоны.

Этапы разработки и утверждения проекта СЗЗ

1 этап — Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ и источников шума
Сбор исходных данных, выезд на объект (при необходимости), составление перечня источников воздействия (выбросы в воздух, шум, вибрация, электромагнитное изучение).

2 этап — Разработка проекта расчетной СЗЗ

Заказ справок о фоновых концентрациях и краткой климатической характеристике места расположения объекта в Территориальном отделе ЦГМС (УГМС), заказ метео файла (в случае необходимости); проведение расчета выбросов всех веществ со всех источников, расчет шума и электромагнитного излучения; разработка проекта расчетной СЗЗ и программы проведения лабораторных и инструментальных исследований окружающей среды в зоне влияния предприятия для подтверждения устанавливаемого размера СЗЗ.

3 этап — Оценка риска здоровью населения (для объектов I или II класса опасности)

4 этап — Экспертиза проекта расчетной СЗЗ

Экспертиза проекта расчетной СЗЗ во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», Территориальное Управление Роспотребнадзора. Получение Экспертного и санитарно-эпидемиологического заключения на Проект.

5 этап – Проведение инструментальных исследований

Проведение натурных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и физического воздействия по специально разработанной программе и (или) в рамках программы производственного контроля в сроки и периодичностью, установленные программой.

6 этап – Установление границ СЗЗ

Составление пояснительной записки с проведением анализа результатов натурных наблюдений согласно программе; Формирование документов для подачи в Территориальное Управление Роспотребнадзора; получение письма Главного государственного санитарного врача РФ или субъекта РФ об установлении окончательной границы санитарной зоны.

Позвоните нам 8 (812) 628-00-09

Напишите нам