Cвежие изменения законодательства в области экологии. Апрель 2019

Экология и Закон

Информация Минприроды России «Правительством РФ утверждено Постановление о порядке выдачи комплексных экологических разрешений (КЭР)»

Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320997/

Минприроды России информирует об утверждении Правительством РФ порядка выдачи комплексных экологических разрешений

Сообщается, что комплексное экологическое разрешение (КЭР) заменит для объектов I и II категорий разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Кроме того, документ будет включать в себя нормативы образования отходов и данные по лимитам на их размещение, выдаваемые Росприроднадзором.

Постановлением Правительства от 13.02.2019 N 143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва» утвержден порядок выдачи КЭР, их продления, переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва таких разрешений.

Ранее Приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» была установлена форма комплексного экологического разрешения, а также форма заявки на его получение.

КЭРы будут получать юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах, оказывающих значительное и умеренное негативное воздействие на окружающую среду (объекты I и II категорий).

Комплексные экологические разрешения будут выдаваться в течение 30 дней с момента подачи заявки, действовать 7 лет и продляться на тот же срок при соблюдении всех условий.

Первыми — до 1 января 2023 г. — с заявкой на получение КЭР должны обратиться 300 объектов, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в России составляет не менее 60%.

До 1 января 2025 г. комплексные экологические разрешения должны получить все остальные объекты I категории на территории России.

Информация Минприроды России «О конвертере соответствия товаров, упаковки товаров Перечня 1886-р товарам, упаковке товаров Перечня 2970-р»

(Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321006/)

Минприроды России сообщает о возможности использования таблицы соответствия товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации при утрате ими потребительских свойств

С 1 января 2018 г. введен в действие перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р (далее — Перечень 2970-р).

Перечень 2970-р состоит из двух разделов. Первый раздел «Товары, за исключением упаковки, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств» включает 46 групп товаров, а второй раздел «Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств» — 8 групп упаковки товаров.

Для удобства проведения соответствия между наименованиями товаров, упаковки товаров и кодами товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) ранее действовавшего Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р (далее — Перечень 1886-р), с Перечнем 2970-р при подготовке производителей товаров, импортеров товаров, ассоциаций (союзов) производителей товаров, импортеров товаров декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации отходов от использования товаров) Минприроды России подготовило конвертер соответствия товаров, упаковки товаров Перечня 1886-р товарам, упаковке товаров Перечня 2970-р.

Указанный конвертер носит рекомендательный характер.

Информация Минприроды России «Таблица соответствия товаров, упаковки товаров перечня 1886-р товарам, упаковке товаров перечня 2970-р»

(Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321007/)

Минприроды России размещена таблица соответствия товаров, упаковки товаров ранее действовавшего и нового перечней товаров и упаковки, подлежащих утилизации

Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р был утвержден Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее — Перечень 2970-р). Тем же Распоряжением утратившим силу было признано Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р, которым утверждался ранее действовавший аналогичный Перечень (далее — Перечень 1886-р).

Вместе с тем, для удобства использования нового перечня и соотнесения наименований товаров, упаковки товаров из нового перечня и наименований товаров (их упаковки) ранее действовавшего перечня, Минприроды России подготовлена таблица соответствия товаров, упаковки товаров Перечня 1886-р товарам, упаковке товаров Перечня 2970-р.

Информация Минприроды России напоминает необходимости предоставления формы статотчетность №П-2 (инвест), утвержденной приложением №1 к Приказу Росстата от 27.07.2018 №462, до 1 апреля 2019 года

(Источник: http://www.consultant.ru/law/review/207255723.html/)

Форма подлежит представлению всеми юридическими лицами — коммерческими и некоммерческими (в том числе религиозными) организациями всех форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющими все виды экономической деятельности.

Минприроды России обращает внимание, что в подразделе 1.1 «Сведения об инвестициях в основной капитал» указанной формы по строке 14 указывается сумма расходов на разведку недр и оценку запасов полезных ископаемых как объектов интеллектуальной собственности.

Указаниями по заполнению формы предусмотрено, что инвестициями в объекты интеллектуальной собственности являются, в том числе, интеллектуальные продукты, являющиеся результатом мыслительной, интеллектуальной, духовной деятельности, исследований, разработок, инноваций, деятельности по разведке недр и оценки запасов полезных ископаемых, позволяющие достичь знаний, которые разработчики могут продать или использовать для собственной выгоды в производстве, поскольку использование этих знаний ограничено посредством юридической, правовой защиты (патентное, авторское право, смежные права) или другой защиты. К объектам интеллектуальной собственности относится информация, получаемая в результате разведки недр и оценки запасов полезных ископаемых.

В целях заполнения указанной формы по строке 14 из строки 12 (объекты интеллектуальной собственности) выделяются расходы на разведку недр и оценку запасов полезных ископаемых, к которым относятся затраты на разведочное бурение для отбора проб грунта при производстве строительных работ, разведочное бурение при проведении геофизических, геологических и аналогичных исследований, бурение геолого-разведочных скважин на нефть, газ и твердые полезные ископаемые (включая рассыпные месторождения), в том числе в шельфовой зоне морей и океанов; расходы на право выполнения работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых; расходы на получение информации о результатах топографических, геологических и геофизических исследований, результатах разведочного бурения, результатах отбора образцов, иной геологической информации о недрах; расходы на оценку коммерческой целесообразности проектов.

Также в подразделе 1.1 по строке 17 отражаются прочие инвестиции в основной капитал, не перечисленные в строках 02 — 16: затраты на возмещение убытков землепользователям; затраты на эксплуатационное бурение, связанное с добычей нефти, газа и газового конденсата; культивируемые ресурсы растительного и животного происхождения, неоднократно дающие продукцию и др.

В Разделе 2 «Источники инвестиций по видам экономической деятельности» отражается информация о распределении инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ОКВЭД2).

В части ГРР в данном разделе отражаются в том числе инвестиции в разведочное бурение (код ОКВЭД2 43.13), инвестиции в геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы (код ОКВЭД2 71.12.3).

В части отходов в данном разделе отражаются инвестиции по направлениям «Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья» (код ОКВЭД2 38) и «Предоставление услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов» (код ОКВЭД2 39).

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.03.2019 N 153
«О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2017 N 127»

(Источник: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SPB;n=210543)

Скорректирован перечень полномочий Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, установленных в Положении об указанном органе.

В частности, определено, что Комитет принимает решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих и(или) огороднических некоммерческих товариществ, а также об установлении, изменении, прекращении существования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Информация Роспотребнадзора «Роспотребнадзор разъясняет: региональный оператор не вправе отказать потребителю в заключении договора на вывоз ТБО»

(Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320383/)

Региональные операторы не вправе отказать потребителю — собственнику ТКО в заключении договора на их вывоз

Сообщается, что согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы по обращению с ТКО заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе с гражданами — собственниками таких отходов, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Для регионального оператора договор на оказание этих услуг является публичным, в связи с чем он не вправе отказать в его заключении потребителю — собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».

Поскольку в соответствии со статьей 426 ГК РФ отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, то в тех случаях, когда региональный оператор как сторона, для которой заключение публичного договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона (потребитель) вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить соответствующий договор.

В то же время следует иметь в виду, что у потребителя — собственника жилого дома или части жилого дома в свою очередь есть самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором, которая продиктована необходимостью соблюдения требований статьи 30 ЖК РФ и статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 N 428-р «Об утверждении видов технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»

(Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320298/)

Утвержден перечень видов технических устройств, оборудования и установок на объектах I категории, которые подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета выбросов (сбросов)

В перечень видов технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ, включены, в частности:

установки очистки газов и аспирационное оборудование при производстве кокса из каменного угля перед выбросом в атмосферный воздух; печи по производству листового и тарного стекла, стекловолокна с проектной производительностью 150 тонн в сутки и более (по расплавленной стекломассе);
установки по производству керамических изделий путем обжига, в том числе кирпича, блоков (поризованного камня), керамической черепицы, керамической плитки, сантехнических керамических изделий, огнеупорных керамических изделий, с проектной мощностью 150 тонн в сутки и более;
сушильные барабаны и грануляторы при производстве минеральных удобрений;
установки по сжиганию отходов IV и V классов опасности с проектной мощностью 3 тонны в час и более и другое оборудование.

Автоматическими средствами измерения и учета показателей сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях сбросов загрязняющих веществ должны быть оснащены выпуски сточных вод, включая глубоководные выпуски, в водные объекты, за исключением выпусков сточных вод, образующихся на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на которых осуществляется деятельность исключительно по производству кокса, добыче сырой нефти и (или) природного газа, переработке природного газа, добыче и обогащению железных руд, обеспечению электрической энергией, газом и паром, производству фармацевтических субстанций, обработке поверхностей, предметов или продукции.

Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 N 263 «О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»

(Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320296/)

Установлены требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, а также техническим средствам фиксации и передачи сведений о выбросах (сбросах) в государственный реестр объектов НВОС

Автоматические средства измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и обеспечивать передачу информации о показателях выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ по информационно-телекоммуникационным сетям в соответствии с форматом передачи данных, утвержденных Росприроднадзором, в технические средства фиксации и передачи информации в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением, помимо прочего, устанавливается:

виды автоматических средств измерений;
максимально допустимая погрешность средств измерений;
требования к периодичности передачи информации о результатах измерений техническими средствами фиксации и передачи информации;
требования к программному обеспечению технических средств фиксации и передачи информации;
требования к сроку хранения информации, полученной от автоматических средств измерения.

Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 N 262 «Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ»

(Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320297/)

Определен порядок создания и эксплуатации систем автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ

Система автоматического контроля создается в целях обеспечения автоматического измерения и учета показателей выбросов и (или) сбросов, фиксации и передачи информации об указанных показателях в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на объектах, относящихся к объектам I категории в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.

Утвержденными Правилами устанавливаются:

задачи и этапы создания системы автоматического контроля;
требования к содержанию и разработке программы создания системы автоматического контроля;
требования к источникам НВОС, включаемым в программу;
требования к проектированию систем автоматического контроля.

Указывается, что на объекте могут создаваться и эксплуатироваться как единая система автоматического контроля, так и несколько систем автоматического контроля отдельно по выбросам и сбросам.

Постановление Правительства РФ от 07.03.2019 N 244 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800»

(Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319796/)

Установлены особенности проведения рекультивации земель, подвергшихся загрязнению и иному негативному воздействию

Статьей 60.2 Лесного кодекса РФ установлено, что при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством РФ требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

Настоящим Постановлением устанавливается, что при осуществлении биологических мероприятий по рекультивации земель, в целях создания защитных лесных насаждений проводятся работы по искусственному или комбинированному лесовосстановлению или лесоразведению с применением саженцев с закрытой корневой системой в соответствии с Лесным кодексом РФ и в соответствии с предусмотренными Лесным кодексом РФ Правилами лесовосстановления или Правилами лесоразведения.

При осуществлении мероприятий по рекультивации земель, по границе рекультивируемого лесного участка устанавливаются аншлаги с предупреждающей информацией об опасности заготовки пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, сенокошения на рекультивируемом лесном участке.

В случае если в границах рекультивируемого лесного участка располагались объекты лесной инфраструктуры и иные объекты, для строительства, реконструкции и эксплуатации которых были вырублены лесные насаждения и на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, были выполнены работы по лесовосстановлению или лесоразведению, работы по лесовосстановлению или лесоразведению при осуществлении биологических мероприятий по рекультивации земель на такой площади в границах рекультивируемого участка не проводятся.

Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 N 206 «Об утверждении Положения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения»

(Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319699/)

Установлен порядок категорирования водных объектов рыбохозяйственного значения

Указывается, что отнесение водного объекта или части водного объекта, находящегося в собственности РФ, к водным объектам рыбохозяйственного значения осуществляется при наличии одного из следующих критериев:

водный объект или часть водного объекта представляет собой место обитания, размножения, зимовки, нагула, путей миграций водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей);
водный объект или часть водного объекта используется для добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
водный объект или часть водного объекта используется для сохранения и искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов.

Водные объекты рыбохозяйственного значения подразделяются на высшую, первую и вторую категории (в зависимости от ценности обитающих в них биологических ресурсов).

Принятие решения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категорий водного объекта рыбохозяйственного значения осуществляются: в отношении водных объектов или частей водных объектов, расположенных во внутренних морских водах РФ и в территориальном море РФ, — Росрыболовством; а в отношении внутренних водных объектов или частей внутренних водных объектов — территориальными органами Росрыболовства.

Отнесение водного объекта или его части к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категории объекта может осуществляться уполномоченным органом как по собственной инициативе, так и на основании заявления лица, осуществляющего рыболовство или иную деятельность на водном объекте.

Информация Минприроды России «Минприроды России разъясняет требования к отчетности производителей и импортеров товаров за отчетный 2018 год»

(Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319552/)

Минприроды России напоминает производителям и импортерам о необходимости сдачи отчетности о количестве товаров, подлежащих утилизации, и уплаты экологического сбора до 15 апреля 2019 года

Сообщается, что обязанность самостоятельно обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, возлагается на производителей товаров — с момента их первичной реализации на территории РФ в отношении товаров и упаковки товаров, произведенных на территории РФ; импортеров товаров — с момента их первичной реализации на территории РФ в отношении товаров и упаковки товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции или ввезенных из государств — членов Евразийского экономического союза.

Декларация, отчетность и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) представляются в Росприроднадзор в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием программных средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров. В этом случае дополнительное их представление на бумажном носителе не требуется.

Декларацию и отчетность указанные лица обязаны сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным, то есть представить декларацию и отчетность за 2018 отчетный год необходимо до 1 апреля 2019 года включительно. Расчет суммы экологического сбора представляется до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует уплатить экологический сбор. То есть, направить расчет суммы экологического сбора и уплатить экологический сбор за 2018 отчетный год необходимо до 15 апреля 2019 года включительно.

Отчетность, декларация и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) в 2018 году подавались за 2017 отчетный год (с применением нормативов утилизации, установленных на 2017 год).

При подаче в 2019 году декларации за отчетный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2018 год.

В 2019 году за отчетный 2018 год отчетность составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2017 год, и нормативов утилизации, установленных на 2018 год Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2971-р.
В 2019 году за отчетный 2018 год расчет суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2017 год, с применением нормативов утилизации, установленных на 2018 год Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2971-р, и ставок экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 N 284 «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)».

Отмечается, что указанный подход к использованию в отчетности и в расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории РФ товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за год, предшествующий отчетному периоду, применяется с отчетного периода за 2018 год. Использование для расчета суммы экологического сбора и за 2017 год, и за 2018 год одних и те же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории РФ, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2017 год, и уплата экологического сбора за 2017 год не освобождают производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2019 году экологический сбор за 2018 год при невыполнении ими в течение 2018 года нормативов утилизации.

Таким образом, при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2018 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2017 год и нормативы утилизации на 2018 год, установленные Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 2971-р.

Comments are closed.

X
X